Конкурс Молитва

1 июля 2021 года. «Настоящая литература, особенно русская, особенно христианская — всегда духовна…»

Наталья Лясковская – член жюри Международного конкурса современной духовной художественной литературы «Молитва», известный поэт, автор книг о русских православных святых, переводчик, составитель поэтических антологий

– Наталья, Вы много лет посвятили созданию книг, в основе которых духовные ценности православия, у Вас есть целые серии православных стихов, скажите, как появляются на свет подобные произведения? Это своего рода молитва?

– «Всё, что без Бога, — суета суетствий», — поёт иеромонах Роман (Матюшин-Правдин) в одной из самых моих любимых песен. Вся жизнь православного человека — молитва. Благодарственная ли, просящая за детей, матерей, других близких, посторонних, вовсе незнакомых людей, молитва раскаяния и упования на милость Божию… И стихи в этом свете — молитва, конечно, монолог или диалог с Господом, иногда даже спор и дерзание… а затем — укрощение себя, понимание, смирение…

Другое дело — книга о святой блаженной старице Матроне Московской и Тульской, которую я написала. В первую очередь это было призвание: она позвала меня, чтобы я исполнила, написала о ней честно, основательно, согласно документам, которые удалось найти в архивах, и по свидетельствам многих людей. Я написала эту книгу, она издана — с помощью Матронушки, по её молитвам к Господу Богу нашему. А теперь за это для меня — бесконечная благодарственная молитва, за счастье, что причастна к ней, за великие благодеяния и поддержку, которую постоянно чувствую. За её присутствие, которое ощущаю каждый день. Уроднилась я ей…

– Творчество для Вас – это разговор с Богом? Духовный поиск?

– Ну, конечно, разговор, конечно, духовный поиск — непрестанно, день и ночь, во всём, во всякую минуту. Особенно в настоящий период моей жизни: без преувеличения — счастливейший! Дурные страсти оставили меня, слава Богу. Дети выросли. Я окружена любовью друзей, имею надёжную опору в жизни и кусок хлеба. Могу читать духовные книги, молиться, осмыслять свою жизнь — разве это не счастье?!

– Как Вы думаете, что «заставляет» верующего поэта «браться за перо»?

– Да то же, что и неверующего: дар, ниспосланный человеку Богом. Он не даёт покоя, он живёт в тебе, заставляет писать, приносит невероятные наслаждения и тяжкие муки… Разница только в том, что верующий поэт за всё благодарит Бога, понимая, что дар ему дан, чтобы через него божественные слова и смыслы воплощались — и «берётся за перо». А неверующий уверен, что это он сам по себе творит… и вытворяет. Но верующим руководствует Бог, а неверующий тычется во тьме…

– Духовная художественная литература – это может быть вид служения Богу?

– Настоящая литература, особенно русская, особенно христианская — всегда духовна. Замечательный современник наш Иван Андреевич Есаулов в своей статье «Пасхальность и отечественная словесность» пишет: «Православный тип духовности не должен выноситься за скобки истории отечественной литературы. Изучать «литературность» как таковую, как чисто профессиональное писательское занятие,— в отрыве от нацинальной культуры, в отрыве от глубинных духовных корней этой культуры вряд ли возможно без существеннейшего искажения самого предмета изучения». И далее: «Русская словесность первых семи веков своего существования отчетливо христоцентрична, то есть изначально ориентирована прежде всего на Новый Завет. Однако глубинная, тесная и никогда не прерывающаяся связь с Новым Заветом — главное, что конституирует и единство русской культуры в целом. При изучении древнерусской словесности часто игнорируется само ее назначение: воцерковление человека. Церковный год, связанный с Пасхой и вытекающий из нее, утверждает конечную победу над смертью и придает тем самым осмысленность жизни каждого человека на пути его к Богу». Так что литература русская — особый вид служения, и не самый лёгкий. Конечно, если автор — истинно православный человек, а не начётчик, не конъюнктурщик, спекулирующий из выгоды на «православной тематике» ради тиражей и премий.

– Вы часто составляете современные антологии, сборники, хорошо знаете современное литературное пространство. Как Вам кажется, на каком этапе развития в данный момент находится религиозная поэзия?

– Да, есть такое, составляю… Приходится читать очень много. К; сожалению, много такого, что написано с добрыми чувствами и от доброго сердца, с христианскими помыслами и устремлениями, но… не является литературой, не является поэзией. Приходится отвергать — и люди обижаются. Говорят: меня там-то напечатали и там-то, а вы не понимаете… Так возникают «поэты по знакомству», «поэты по застолью» (выпивали вместе, хорошо посидели, ну как не напечатать щедрого на угощение человечка… Бывают ещё и «поэты по дружбе», и даже «поэты по службе»: это когда «я тебя напечатаю, а ты меня» в журнале, сборнике или альманахе. Печатают и по землячеству, и потому что человек «из глубинки» и т. п. Ещё зачастую составители и публикаторы действуют, руководствуясь довольно странным критерием отбора: «ну, что-то здесь есть…». А должно быть не «что-то», а настоящие стихи талантливых людей. Я же слыву слишком строгой, потому что отношусь к работе редактора и составителя со всей ответственностью, так что не обессудьте.

– Вы православная воцерковлённая христианка. Ваше творчество пронизано верой в Бога. Скажите, как Вы думаете, а может быть иначе? Представим, что православный писатель никогда не пишет о своей вере. Лично для Вас, что означало бы, если бы Вы перестали обращаться к духовным темам?

– Можно не писать о «своей вере» и не «обращаться к духовным темам» прямо, но любой текст о чём угодно, будь то описание цветка, грозы или ящерицы, мимолётного наблюдения, бытовой ссоры или военного конфликта будет пронизан миросозерцанием и миропониманием верующего человека. Если ты истинно веруешь — то иначе и не получится.

– Чем конкурс «Молитва» помочь православным авторам? Как Вы думаете, в какой именно поддержке они нуждаются?

– Поэт всегда нуждается в том, чтобы его услышали и поняли. Надеюсь, наш конкурс будет хорошей возможностью, чтобы реализовать эти чаяния.

Интервью опубликовано на портале “Правчтение”